Три «кита» эффективного склада: эргономика, рабочая среда и безопасность

Три «кита» эффективного склада: эргономика, рабочая среда и безопасность

19.06.2020
Поделиться

Эргономика, рабочая среда и безопасность – важные аспекты в комплексе обработки грузов. От них напрямую зависят такие финансовые показатели, как производительность, прибыль и уровень сервиса. Чтобы создать эффективно работающую среду, следует учитывать следующие моменты:

  • Здания и помещения должны быть функциональны и обеспечивать максимально возможный непрерывный товаропоток;
  • Система обработки должна быть готова к увеличению товаропотока и повышению производительности труда;
  • Товары должны быть пригодны для обработки эффективным и эргономичным способом;
  • Правила и процессы должны быть понятны и соответствовать природе работы;
  • Водители и операторы складских машин должны быть подготовлены;
  • Спецтехника и иное оборудование должны соответствовать типу обработки грузов;
  • Требованиям техники безопасности должны удовлетворять все типы оборудования на всех стадиях обработки;
  • Производственная среда должна позволять работать легко. Проблемы шума, температурного режима, освещения, пожарной и химической безопасности должны быть решены соответствующим образом.

Кейс №1: Факторы эргономики

При улучшении эргономики можно подсчитать не только затраты на сам процесс, но и экономический эффект. Тем более важно оценить, как использовать парк складской техники наилучшим образом в условиях конкретного пространства. Эффективность снижают путаница в зоне паллет при движении со склада, неадекватные зоны обработки груза и препятствия в проходах. Очень важна квалификация оператора. Разница в эффективности работы опытного водителя и начинающего может достигать 100%. Это напрямую влияет на производительность.

На время обработки влияют три фактора:

  • Максимальная скорость движения – опытный водитель может использовать все возможности складской машины.
  • Разница во временных затратах на занятие правильной позиции при работе с грузами на стеллажах.
  • Разница во временных затратах на подбор и опускание грузов.

Пример:

Маленький склад имеет 19 полных товарооборотов в год. Количество паллетомест – 2,4 тыс. В день обрабатывается 150 паллет. В буферную зону для дальнейшего подбора ежедневно отправляется 100 паллет, а для доставки – 50 паллет. В день 2 тыс. линии подбора, в каждой из которых 2 единицы товара. Вес одной единицы 5 кг. Разгрузка и погрузка транспорта полностью зависит от операторов и не включена в калькуляцию. Расположение склада соответствует его функциональным задачам.

Протестируем 3 типа:

  • Тест 1: Нормальное исполнение работы (взято за 100% от соответствующих величин в тестах 2 и 3).
  • Тест 2: Заказ и точность ниже среднего. Неподготовленный водитель. Максимальная скорость 90%. Поворачивание, выбор позиции 80%. Время, затрачиваемое на подбор и установку груза, 140%. Время, затрачиваемое на исполнения заказа, 120%.
  • Тест 3: Порядок и точность выше среднего. Опытный водитель. Максимальная скорость 100%. Поворачивание, выбор позиции 120%. Время, затрачиваемое на подбор и установку груза, 90%. Время, затрачиваемое на исполнение заказа и точность, 90%.
Паллет в час

Линий подбора в час

Нормальное Тест 2 Тест 3
Выполнено Выполнено Индекс Выполнено Индекс
Обработка целых паллет на склад 25,4 20,5 81 27,4 108
Перемещение в буфер для

последующего подбора

19,9 16,6 83 21,3 107
Обработка целых паллет со склада 21,9 18,0 82 23,1 105
Подбор 52,7 50,3 95 54,5 103
Логистические затраты 10,1 10,4 103 9,9 98

Анализ

 Существует огромная разница в обработке целых паллет. В тесте 2 обработка и перемещение падает на 17–19% в зависимости от типа работы. При этим подбор становится менее эффективным всего лишь на 5%.Разница связана с тем, что при обработке целых паллет требуется более точное вождение, чтобы занять наиболее удачную позицию при установке и снятии паллеты со стеллажей. В тесте 3 эффективность обработки паллет возросла на 5–7%, а подбор на 3%. Данный пример показывает, как факторы эргономики могут влиять на производительность.
 
Эргономика и точность увеличивают производительность.

ПОДБОР И ЭРГОНОМИКА

Линейный подбор представляет собой ручную работу, которую можно облегчить путем улучшения эргономики. Так, требуется на половину меньше усилий, чтобы произвести подбор с расстояния 40 см по сравнению со 100 см дистанцией. Глубина полок также должна быть минимальной для того, чтобы подборщик работал эффективно в течение всей смены. При большой доле подбора целесообразно размещать паллету длинной стороной к подборщику, т.е. ставить ее не поперек, а вдоль стеллажа. Подбор с первого уровня можно облегчить, если устанавливать паллеты на высоту 20 см над полом. Паллеты с тяжелыми грузами можно ставить на ящики или подставки для облегчения подъема и подбора. Форма и удобство использования упаковок товара также очень важны.

ПОДБОРЩИКИ ЗАКАЗОВ И ЭРГОНОМИКА

Машина облегчает подборщику работу, она может быть оснащена множеством функций. Так можно оснастить машину независимыми подъемными вилами. Это означает, что поверхность, на которую устанавливается подбираемый товар, всегда расположена на удобной высоте, не нужно бросать товар или наклоняться, чтобы опустить его. Вилы позволяют поднимать и опускать контейнер или паллету, на которую собирается подбираемый товар на необходимую высоту. Когда подбор осуществляется с верхних уровней, оператор должен чувствовать себя в безопасности. Боковые перила должны обеспечивать безопасность работы, но не затруднять ее. Подъезд к каждому паллетоместу для подбора должен быть быстрым и точным, что требует высокой маневренности. Машины для работы на нижних уровнях должны быть оснащены низкой ступенькой, так как оператор постоянно входит и выходит из кабины. Функции управления должны быть созданы таким образом, чтобы оператор мог управлять и маневрировать машиной, находясь рядом с ней. Подбор со второго уровня становиться все более распространенным, платформа, на которой стоит водитель, поднимается примерно на 90 см. Подъем должен быть быстрым и аккуратным.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Безопасность включает в себя разносторонние аспекты, начиная от безопасной рабочей среды, машин, оборудования, дооснащения инструкциями и соблюдения трудовой дисциплины. Специальные правила безопасности могут потребоваться в случае обработки опасных или дорогостоящих грузов, товаров чувствительных к влаге и т.п. Соблюдение правил техники безопасности снижает издержки и повышает эффективность.

ТРЕНИНГИ И ОБУЧЕНИЕ ПРИНОСЯТ РЕЗУЛЬТАТЫ

Благодаря тренингам можно много улучшить. Регулярные тренинги по эксплуатации машин значительно повышают эффективность. Ответственные за технику безопасности должны держать руку на пульсе последних изменений в правилах техники безопасности, нормах труда и пр. Они также должны быть ознакомлены сo своей ответственностью в случае аварии или происшествия. Травмы и повреждения можно предупредить системой профилактики и иных корпоративных мероприятий. Наиболее распространены повреждения ног при столкновении.

ИЗМЕРЕНИЯ

Наибольшие повреждения могут принести обрушение или опрокидывание стеллажей. Очень важно не перегружать их, следует производить регулярные проверки. Следует разграничивать пути перемещения пешего персонала склада и пути передвижения машин. Происшествия в отгрузочных доках можно избежать, обезопасив отгрузочную рампу. Она может быть оснащена ограничителями, которые не позволят машине заехать в кузов грузовика. Сигнальные системы также повышают безопасность отгрузочной зоны.

УЛУЧШЕНИЯ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ

Причин возникновения аварий – множество, плохая рабочая среда может вызывать их постоянно. Соблюдение аккуратности и порядка позволяет избежать этого. Чем более персонал осведомлен и проинструктиррован о правилах техники безопасности, тем больше уверенности в том, что правила соблюдаются, появляется у каждого.

КОМПЬЮТЕР ДАЕТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Современные машины часто оснащаются компьютером, который позволяет контролировать все функции. Он указывает на неисправности или предупреждает о неполадке. Такое оборудование – это часть системы безопасности. Для того, что начать управлять такой машиной оператор должен ввести свой код – персональный код доступа. Машина информирует водителя об ошибках или о том, что он едет неосторожно. Кроме того, такая система информирует администрацию склада о том, в чью рабочую смену произошла поломка или авария.

СТРЕСС

Управление машиной требует постоянного мышечного напряжения. Наиболее уязвимы шея, плечи и левая рука (в результате постоянного вождения). Это касается не только комфорта водителя, но напрямую влияет на безопасность и эффективность. Кроме того, это может вызвать профессиональные и хронические заболевания.

ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАННАЯ МАШИНА

Невозможно переоценить важность выбора правильной складской машины. Это означает, что машина обязательно должна быть выбрана в соответствии с теми задачами, которые ей предстоит решать. Она должна предоставлять максимальные возможности для эффективной работы. Машина должна быть интегрирована в систему обработки грузов. Кроме того, она должна быть необходимым и значимым элементом всего парка складских машин. Выбор неверной машины влечет значительные потери в производительности. Выбор машин зависит от способа обработки грузов, который дает минимальные логистические затраты. Эргономику и стоимость владения и эксплуатации машины также необходимо учитывать. Форма финансирования также очень важна. Контракт, который позволяет менять машины, имеет множество преимуществ. Так, например, если взросли ассортимент и объемы товарооборота возникает необходимость в соответствующей технике с иными возможностями или функциями. Технологии складского и логистического моделирования позволяют контролировать и моделировать складские процессы для того, чтобы определить максимально эффективный тип машин.

ОСОБЕННОСТИ ЭРГОНОМИКИ И БЕЗОПАСНОСТИ

  • Поверхность, на которую осуществляется подбор всегда находится на требуемом уровне. Очень важно мягко опускать подобранные товары. Подборщик может не наклоняться всякий раз, когда ставит товар на паллету или кладет в контейнер. Эту проблему решают поднимаемые вилы.
  • Подъем платформы. Это позволяет расширить подбор с нижнего уровня до второй полки. Ограничители и перила безопасности повышают технику безопасности.
  • Настройка и специализация модели. Машины могут быть специально предназначены для выполнения определенных операций или требований водителя. Этого можно добиться при помощи модульного дизайна. Каждая конкретная машина может быть максимально адаптирована к требованиям подбора определенного товара. Это относится к рабочему времени, типу товара, стилю и навыкам езды, эргономике рабочего места, а также требованиям правил техники безопасности.
  • Место водителя. От того, как водитель себя чувствует в своем рабочем кресле, во многом зависит эффективность его работы. Минируль в левом подлокотнике снижает нагрузку на плечевой пояс. Отклоняющаяся спинка и подголовник позволяют эффективно обрабатывать паллеты на верхних уровнях. Кресло должно полностью регулироваться ��од водителя.
  • Выбор колес. С точки зрения эргономики маленькое рулевое колесо, размером с компьютерную мышь и плавающий подлокотник идеальны. Важность системы управления документально подтверждена научно доказана связь между профессиональными заболеваниями и вождением машины.
  • Бортовой компьютер. Наличие бортового компьютера позволяет водителю и сервисному персоналу легко диагностировать и предотвращать поломки машины.

• Мачта со свободным обзором. Хороший обзор не только фактор безопасности, но и производительности. Мачта со свободным обзором подразумевает надежность конструкции машины в целом.